2024
«У МОИХ ГЕРОЕВ ТИТАНОВЫЙ СТЕРЖЕНЬ».
Художник Евгений Уткин – о своём особом пути
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) работают более пятисот преподавателей. Их знания, опыт и возможности – повод для гордости и стимул для развития. Например, доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Евгений Уткин. Он лучше всех пишет картины с дзюдоистами. Его работы покупают в подарок главам субъектов Российской Федерации и отмечают на конкурсах. А ведь когда-то Евгению Александровичу рекомендовали забрать документы из вуза, потому что его вступительный балл был низким. Передо мной сидит человек, который до прихода в приёмную комиссию вуза ни дня не провёл в художественной школе, но хотел поступить на учителя изо. Сомневаюсь, что мой герой в тот момент думал о грамоте от администрации Президента России и членстве в Союзе художников, но какая-то мотивация у него всё же была.
– В истории каждого человека происходят судьбоносные телефонные звонки и встречи. В вашей жизни один из поворотных моментов произошёл в 2020 году. На связь с вами вышел Екатеринбург, и представители Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь» предложили сотрудничество. Забегая вперёд, скажу читателям, что Евгений Александрович был настолько впечатлён философией боевого искусства, что записал старшего сына в секцию дзюдо. А главным результатом взаимодействия с тольяттинским художником для ребят из административного центра Свердловской области стала галерея совместного проекта – это более пятидесяти картин. Одна из них нынешней осенью была признана лучшей на всероссийском конкурсе художественных работ, посвящённых достижениям легендарных спортсменов. Евгений Уткин стал единственным победителем в номинации «Живопись». Евгений Александрович, поздравляю вас с этим профессиональным достижением!
– Действительно, мне позвонила Анастасия Андреева – помощник президента Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь», которую возглавляет Еланцев Вадим Юрьевич. Анастасия отвечает в этой организации за пиар. Она увидела в интернете мою работу на спортивную тему и решила выпустить настенный и настольный календари от Федерации дзюдо. Анастасия подумала, что я художник, который пишет на спортивные темы, и мне будет несложно создать картины и на тему дзюдо. А дальше состоялся примерно такой диалог:
– Сколько у меня времени?
– Три месяца.
– Вы что? Две полноценные большие работы по полтора метра я за это время точно сделаю. Ваше предложение очень интересное, но вряд ли выполнимо.
А в процессе разговора думал, как это можно сделать, потому что предложение классное. Когда ещё художнику крупная организация предложит что-то подобное? Я посидел, подумал. Потом собрал все свои эскизы, посвящённые разным видам спорта: футболу, борьбе, хоккею, и решил, что часть этих эскизов я запросто смогу использовать: не важен вид спорта, а важна ситуация. Спортсмены испытывают одинаковые эмоции перед выходом на татами или на ринг. Я рассуждал: сниму герою перчатки, надену ему кимоно – композиция от этого особо не изменится. И буду делать работы не полтора метра, а 60 сантиметров. Тем более на напечатанном календаре они будут всего по 20−30 сантиметров. Федерацию такой вариант устроил. Я принялся за работу. Конечно, чуть с ума не сошёл, потому что тяжело три месяца работать без выходных, по восемь-десять часов каждый день. И это всегда интеллектуальная работа: нужно придумывать ритмы, пластику, колорит, сюжеты. В какой-то момент у меня голова отказывалась думать. Я сидел перед холстом и просто смотрел на него, как баран на ворота. Но в итоге сделал всё в обозначенный срок. А через полгода Анастасия опять звонит мне: «Евгений, не хочешь сделать ещё раз такой календарь?» – «Вы издеваетесь? Где я возьму столько сюжетов?» Но согласился. И сейчас уже в пятый раз делаю календарь для Федерации.
– До начала сотрудничества с Федерацией дзюдо «Урал – Западная Сибирь» вы когда-нибудь писали дзюдоистов?
– Если честно, я об этом виде спорта имел поверхностные знания. Дзюдо и дзюдо. Знал, что спортсмены носят кимоно. Мне пришлось глубоко погрузиться в эту тему. Оказывается, кимоно-то особенное: очень плотное, жёсткое, складки по-другому ложатся. Техника борьбы сама по себе очень сложная и очень сложна для художественного изображения, потому что, чтобы это смотрелось красиво, важны ритмы, пластика, правильный сгиб колена, вытянутая рука. А в дзюдо нельзя умышленно взять и чуть по-другому согнуть руку, чтобы было красивее. Сразу скажут, что нарисовал неправильно. И надо было искать эти ракурсы, которые и технику не нарушат, и с точки зрения изобразительного искусства будет смотреться классно по ритму. Где-то приходилось с кимоно играть: можно чуть-чуть распахнуть его. И, конечно же, саму технику борьбы пришлось изучить: приёмы, постановку рук и ног, захваты. И всё это происходило в пандемию. Мне приходилось дома сидеть, читать, смотреть картинки. Мне своей консультацией помогал тренер по дзюдо из Тюмени Дмитрий Голота. Я мог задать ему любой вопрос, показывал ему эскизы. Он говорил, что захват немножко не такой. Мы с ним созванивались по скайпу, он мне постоянно показывал технику дзюдо.
– Расскажите, пожалуйста, о людях, которые стали героями ваших спортивных сюжетов.
– Моих героев очень сильно объединяет черта характера: у них даже не стальной стержень, а крепче стали – титановый, невероятная воля. Это особый пласт людей, которых в обычной жизни редко встретишь. А если говорить о конкретных людях, то, например, героиней одной работы стала бронзовый призёр Олимпиады-2020 Мадина Таймазова. Для создания работы я летал к ней во Владикавказ, лично познакомился. Мы с Мадиной очень долго беседовали о том, какой может быть работа, она рассказывала мне свою олимпийскую историю. Это нашумевшая история: во время Олимпиады в Токио Мадина дважды побила мировой рекорд по продолжительности схватки. Там была судейская несправедливость: Мадине не засчитали приём. Ей сделали болевой, травмировали руку, разбили бровь, а она потом дальше выступала с одним глазом. У неё был очень сильный отёк. Даже уже есть мем – дзюдоистка с пластырем и бланшем. Потом в какой-то схватке Мадине сделали удушающий, она не сдавалась и просто отключилась. После этого, как мне сказали, люди очень долго восстанавливаются, но точно не выходят на татами продолжать борьбу. А Мадина вышла биться за бронзу и ещё раз установила мировой рекорд по продолжительности схватки. Я не знаю, какой должна быть выносливость. Обычно схватка длится минуты четыре, человек из неё выходит таким, словно три раза в баню сходил. А Мадина боролась двадцать минут и после травм выиграла схватку за бронзу. Мадине чуть больше двадцати лет, у неё два высших образования. Она культурная, приятная в общении, с ней можно разговаривать не только о спорте.
На той работе, которую мы создавали с Мадиной, она в борцовской стойке, готовая к схватке. Фон – белый шум. И в этом белом шуме она проявляется в увеличенном размере, но как бы прикрывая лицо руками, плачущая.
Как говорила Мадина, это было её внутреннее состояние. Ей хотелось порвать судей, потому что они её засудили. Ей хотелось просто уйти и плакать, потому что было больно, обидно. Но она вышла. Я смотрел запись, но не видел в ней того расстройства, которое было. И мы подумали, что именно такую работу и нужно сделать.
– В каких городах вы побывали в рамках работы над проектом «Особый путь»?
– Несколько раз был в Тюмени, Екатеринбурге, Калининграде, во Владикавказе.
– Осенью 2022 года в Екатеринбурге вместе с чемпионатом России по дзюдо проходила ваша персональная выставка. Её посетили в том числе помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и президент Федерации дзюдо России Сергей Соловейчик. Какие отзывы вы услышали от различных посетителей выставки?
– Да, мы вместе с Федерацией дзюдо «Урал – Западная Сибирь» провели эту выставку. Было организовано выставочное пространство. В фойе нет галереи, поэтому специально были приобретены стенды. Очень много сил и средств вложено в эту выставку. Выставка прошла, я считаю, просто на ура. Ранее мероприятие такого плана, наверное, не делалось – чтобы во время чемпионата какого-то вида спорта проходила ещё и выставка работ, посвящённая этому виду спорта. Я, по крайней мере, о подобном не знаю. И я только положительные отзывы получал, всем очень нравились эти работы. Даже тренер брал своих малышей и водил на экскурсию, рассказывал. Очень много спортсменов, в том числе олимпийских призёров, чемпионов мира, давали комментарии на камеру, рассказывали о том, что они видят на той или иной работе. Было очень интересно послушать, как они поняли мой замысел. Высокопоставленные люди тоже посетили выставку. Удалось с ними пообщаться, от них также услышал только положительные отзывы. Они пожелали развития этому проекту, пообещали всяческую поддержку, в том числе информационную. Губернатор Свердловской области оказался очень искушённым зрителем, коллекционером, очень любит искусство.
– Если я не ошибаюсь, глава национальной Федерации дзюдо тогда, на чемпионате в Екатеринбурге, приобрёл у вас одну картину. Так ли это на самом деле?
– Да, Сергей Соловейчик. Работа с Мадиной Таймазовой, о которой я рассказывал, на этой выставке пользовалась особым вниманием, потому что люди узнавали героиню, люди ей сопереживали. Сообщество дзюдоистов прекрасно знало эту историю, восхищалось ей. Эту работу как раз и приобрёл глава национальной Федерации.
– Вы интересуетесь у своих покупателей, почему они выбрали ту или иную картину?
– Нет. Наверное, мне понятно, если человек выбирает эту работу, значит, она ему близка. Как правило, если у нас идёт личное общение по работе, покупатель сам рассказывает: «Ой, вы знаете, это прям моя история! Я точно так же подглядывал в окна, как эти мальчишки у вас на работе».
– Художественные произведения Евгения Уткина можно встретить в спорткомплексах различных регионов нашей страны. Одно из них находится в Чеченской Республике – в Центре олимпийской подготовки дзюдо имени Владимира Владимировича Путина. Картину передал туда глава Чечни Рамзан Кадыров. Изначально работа предназначалась для Рамзана Ахматовича – ему заказали подарок у тольяттинского живописца, и презент был написан. Однако Рамзан Кадыров принял решение передать его центру. Евгений Александрович, сколько работ, посвящённых дзюдо, планируется создать?
– Более пятидесяти работ создано, а более ста работ создать – это наша цель.
– С вашей подачи ваш старший сын начал заниматься дзюдо, и это означает ваше глубокое погружение в историю, которая из профессиональной переросла в личную. Что из философии японского боевого искусства вам стало очень близко?
– В дзюдо целая система ценностей, очень хороших, которые транслируются от тренера к ученику. Как любой другой спорт, дзюдо – это формирование достаточно крепкого характера и преодоление себя. То есть тренировка – это в первую очередь дисциплина, хочешь ты идти или не хочешь, но надо. А в дзюдо мне понравилось то, что там нет токсичности между спортсменами. Они друг друга не бьют, они борются. Философия, которую вкладывал создатель дзюдо Дзигоро Кано, мне очень близка. Она в первую очередь направлена на воспитание гармоничной личности.
моего внимания, потому что надо идти в ногу со временем». Сначала я пробовал делать простые вещи – открытки для той же Федерации дзюдо «Урал – Западная Сибирь». Они попросили меня сделать открытки ко всем праздникам. Потом для них же я сделал несколько принтов, которые и на футболках печатаются, и на сувенирке, эмблемы.
Мне это было интересно делать: как раз дизайн во мне проснулся, который спал давно. Интересно отвлечься от живописи, и в новом, может быть, даже что-то черпаешь для основной деятельности, для живописи. Например, новые композиционные ходы.
Вот так, потихонечку работая, я изучил Procreate самостоятельно и смог поделиться знаниями со студентами ТГУ.

©Дарья Шраменко
Прочитать полное интервью
С полным текстом интервью можно ознакомиться по ссылке.